Садовые дорожки из бетона долговечны и неприхотливы. По ним удобно ходить и перевозить тачку с грузом, не рискуя испачкать ноги или вытоптать ценный газон. Зная детально технологию, благоустроить участок можно собственными руками, без лишних трат на наемный труд.
Особенности бетона как материала для покрытия дорожек
Бетон — самый распространенный материал для устройства дорожных покрытий. Он прочный, относительно недорогой и несложный в укладке. Но необходимо учитывать некоторые особенности.
Склонность к температурно-усадочным деформациям
Первое, что может привести к быстрому разрушению бетона, сильная усадка при твердении. При испарении влаги объем монолита уменьшается, на поверхности образуются трещины. Со временем они углубляются и разрастаются.
Снизить влияние усадки позволит:
- минимальное количество воды при изготовлении смеси;
- армирование;
- правильный уход.
Бетон плохо работает на растяжение. Именно поэтому длинные садовые дорожки чаще растрескиваются, чем короткие. Для предупреждения нежелательного явления необходимо устроить деформационные швы:
- прорезать бетон на 1-3 толщины;
- заполнить щель силиконовым герметиком для наружных работ.
Швы прокладываются через каждые 10 м, а также в местах поворотов дорожки и сопряжений с другими конструкциями.
Разрушение от пучения грунта
На образование трещин значительно влияет тип грунта, его влагоудерживающая способность. Легкие проницаемые супеси хорошо пропускают воду, не накапливая ее между порами. Бетон на таких почвах стабилен при условии, что устроен подстилающий дренажный слой и уклон для стекания воды.
Пучинистые грунты (суглинки, глины и т.д.) ведут себя по-другому. При замерзании они сильно увеличиваются в объеме, при оттаивании — опять оседают. Бетонное покрытие от таких колебаний буквально за пару лет превращается в груду обломков.
Монолитные дорожки заливать на таких грунтах не рекомендуется. Лучший выбор — кладка из плитки или камня, которые конечно тоже будут «играть», но не разрушатся. А отдельные участки потом можно отремонтировать, переложив элементы заново.
Невысокая морозостойкость
Дорожки эксплуатируются в очень агрессивной среде. Холод, жара, влага, мороз — все это неблагоприятно отражается на состоянии покрытия. Особенно опасны периодические оттепели и заморозки, когда вода, попавшая в поры, превращается в лед и разрывает капилляры в теле бетона.
Морозостойкость находится в прямой зависимости от плотности и водонепроницаемости бетона. Для их увеличения необходимо снизить водоцементное соотношение.
Воды по отношению к цементу ее должно быть не более 0,45-0,55%. Бетон при заливке остается пластичным, но не жидким. Для сохранения пластичности при укладке добавляются пластификаторы, которые выпускаются химической промышленностью в большом ассортименте. Применяя недорогие добавки, можно значительно улучшить удобоукладываемость раствора и облегчить себе работу.
Особенности устройства подстилающих слоев
Просто замешать раствор и вылить его на землю — это зря потраченные время, труд и деньги. Для любого покрытия, особенно для бетонного, необходимо устройство правильного основания.
Дренаж
Цель этого мероприятия — отвести излишнюю влагу и уменьшить деформации, возникающие в результате пучения грунта. Почва срезается на глубину 25-30 см, основание хорошо трамбуется. Сильно заглубляться не стоит. Это увеличит расход материалов, а на прочности и долговечности дорожки никак не отразится
На образовавшееся плотное ложе укладывается щебень и песок. Общая толщина подсыпки должна быть не менее 10-20 см. Все послойно трамбуется.
Для защиты основание от прорастания растительности и заиливания щебня рекомендуется использовать геотекстиль. Это нетканый полимерный материал, который пропускает воду, но фильтрует загрязнения. Лишним он точно не будет.
Гидроизоляция
Многие думают, что садовой дорожке гидроизоляция не требуется, но это не совсем так. Нужно учитывать, что для твердения бетона необходима влага. А поскольку реакция гидратации цемента при недостатке воды происходит неполноценно, на начальном этапе твердения обезвоживания допускать нельзя.
Чтобы вода из свежего материала не просачивалась в землю, укладывается гидроизоляция — рубероид, плотный полиэтилен, мембрана. Вода в растворе сохраняется, и процесс твердения проходит нормально.
Параметры садовой дорожки
Чтобы по участку было удобно ходить и перевозить тачку, ширина дорожки не должна быть менее 80 см. Это позволит проехаться с без риска завалить груженое устройство на газон или грядку. Более узкий проход дает возможность прогуляться только пешком.
Чтобы на дорожке не застаивалась вода, необходимо сделать уклон. На узких дорожках он может располагаться вдоль, на широких — лучше устроить еще и разуклонку на обе стороны. Вода должна стекать только в противоположном направлении от дома, погреба и других строений. Это позволит не провоцировать застой воды под фундаментом.
Дорожку желательно приподнять на несколько см над уровнем земли, чтобы защитить ее от заливания дождями и талыми водами. Грязи будет накапливаться гораздо меньше. А для очистки достаточно смести с бетона листья или промыть его из шланга.
Для предупреждения падений на скользкой мокрой поверхности желательно придать ей небольшую шероховатость. Это можно сделать с помощью декоративных приемов, сформировав фактурный слой на еще влажном бетоне.
Как приготовить бетон для дорожек: технология, состав
Изготовление бетона — не очень трудоемкий процесс, особенно если его доверить бетономешалке. Сначала засыпаются все сухие компоненты, после их смешивания заливаются вода и жидкие добавки. Для небольшого объема бетон можно замешать вручную.
Готовый бетон должен быть прочным и морозостойким, чтобы выдерживать механические нагрузки и множество циклов замораживания-оттаивания. В качестве вяжущего рекомендуется использовать цемент марки не ниже М400, а заполнителей — чистый песок крупностью до 3,5 мм, щебень или гравий фракций 20-80 мм. Воды потребуется около 20% от объема смеси.
Примерная пропорция Ц:П:Щ:В = 1:2,8:4,8:0,2, цемент к общему объему щебня с песком должен соотноситься как 1:8. Пластификаторы добавляются по инструкции изготовителя.
При соблюдении пропорций бетон будет иметь марку М200, или класс В15, что вполне достаточно. Если использовать ПЦ М500, количество цемента можно уменьшить на 25%.
Как сделать бетонные садовые дорожки своими руками
Работы по бетонированию лучше проводить в сухую теплую погоду. От жары раствор быстро пересыхает, а при температуре ниже +5°С резко замедляются гидратация цемента и набор прочности.
Разметка
В зависимости от желаемой траектории движения дорожка может быть прямой или криволинейной. Для разметки ее границ по периметру забиваются колышки и натягивается шнур.
Если изгиб должен соответствовать определенному радиусу окружности, нужно рассчитать, где будет расположен ее центр. В эту точку вбить кол, привязать к нему веревку заданной длины. Затем отметить необходимое количество точек. Окружность получится идеальной.
Подготовка котлована
Выкопать по разметке траншею нужной ширины и длины, сделать небольшой уклон для стока воды. Основание уплотнить.
Постелить геотекстиль. Насыпать слой щебня с песком, утрамбовать. На подсыпку положить гидроизоляцию.
Монтаж опалубки
Можно изготовить ее из подручных материалов — досок, остатков фанеры, полос металла. Если дорожка узкая, то для удобства выравнивания бетона закрепить их по контуру и выставить в одном уровне. Тогда края опалубки будут играть роль маяков.
Для прямых нешироких дорожек удобна переносная опалубка с ручками. На изогнутых участках можно использовать гибкую опалубку из пластика или тонкого металла, закрепив ее колышками.
Если уже стоят бордюры или поребрики, необходимости в опалубке нет, и бетон заливается между ними.
Армирование, укладка бетона и выравнивание
На гидроизоляцию укладываются армирующие сетки, обрезки труб и другие остатки металла. Согласно нормативам между поверхностью бетона и арматуры нужно соблюдать толщину защитного слоя не менее 30 мм, чтобы уберечь металл от ранней коррозии. Для этого используются негниющие подкладки, а также арматура фиксируется по краям.
Бетонирование производится небольшими захватками. Приготовленная смесь раскладывается и выравнивается по направлению к себе с помощью правила. В качестве маяков используются как верхние кромки опалубки, так и промежуточные полосы из брусков или уголков. После укладки они достаются из бетона, а щели заливаются раствором и заглаживаются.
Чтобы выгнать воздушные пузыри, нужно стараться хорошо уплотнять раствор. При использовании пластификатора их количество минимально.
Дизайн поверхности
Пока бетон не до конца схватился, можно украсить дорожку по своему вкусу:
- прорезать неглубокие швы с помощью арматурного стержня;
- создать шероховатую фактуру плотной пористой губкой;
- окрасить специальными составами для бетона, которые дополнительно увеличивают водонепроницаемость поверхности.
Дизайн может проводиться еще на этапе заливки с помощью фигурных форм. Такая дорожка выглядит очень эффектно.
Уход
Бетон нужно беречь от солнца и дождя, поэтому поверхность рекомендуется накрыть пленкой. В очень жаркий день уже схватившийся слой нужно смачивать водой из лейки или шланга. Струя не должна быть слишком сильной, чтобы не смыть цементное молочко.
Ходить по дорожке можно через 3-5 дней. Возить тачку с грузом — не раньше 7 дней. Проезд более тяжелого транспорта разрешается через 3-4 недели, когда бетон наберет марочную прочность.
Бетонные дорожки пошагово из самодельной плитки
Укладка штучных изделий более трудоемкая, зато покрытие получается устойчивым к растрескиванию и не разрушается при пучении грунта. Весной плитка может местами просесть или подняться, но ее легко снять и переложить заново.
Изготовление бетонной плитки
Это не самый быстрый процесс, поскольку на каждый квадрат площади нужно подготовить энное число плиток. Потребуется разборная или съемная форма, несколько дней времени и место в затенении, где бетон будет набирать прочность. Если площадь дорожки значительная, то времени нужно еще больше. Но в результате вы сможете получить изделия любой формы и цвета по своему желанию.
Мини-опалубка для заливки плиток сваривается из листового металла толщиной 4 мм. Он прочен, не впитывает влагу, легко отстает от бетона. Высота формы — не менее 60 мм. Более тонкая плитка впоследствии может не выдержать нагрузки и расколоться.
Для придания прочности в смесь добавляется микрофибра. Это армирующее волокно, которое усиливает связи между частицами бетона, улучшая тем самым его устойчивость к изгибающим и растягивающим нагрузкам.
После заливки бетона в форму нужно выдержать 1-2 суток для набора прочности. Складируется готовая плитка под навесом без доступа солнечных лучей.
Укладка
При монтаже штучных материалов необходимо соблюдать такие же правила, что и при монолитных работах:
- уплотнить грунтовое основание;
- устроить подстилающий слой из щебня и песка;
- сделать уклон в сторону от дома.
Гидроизоляция под плитку не требуется. Влага должна просачиваться в швы и уходить в грунт.
Укладка начинается с монтажа бордюров, чтобы плитка не смещалась и не сползала по краям. Поребрики устанавливаются в канавку на раствор, выравниваются по натянутому шнуру. Пазухи заполняются пескобетоном.
Плитки укладываются на идеально ровное основание в направлении от себя. По ним сразу же можно ходить. Швы засыпаются песком, покрытие трамбуется. После сметания излишков песка дорожка из самодельной плитки готова.
Заключение
Садовая дорожка из бетона — практичное и недорогое решение для дачного или приусадебного участка. А если вы освоите правильную технологию монолитных работ или укладку плитки, то служить она будет очень долго.